Тема: Катализатор
Зачем вообще нужен катализатор?
Всем известно, что мы люди очень не любим себя и свою среду обитания, т.е. на шу планету Землю. Мы постоянно стараемся все вокруг замусорить и т.п. Но когда-то приходит конец, дышать становится труднее, болезни душат... . И люди озадачились. И пришли к выводу, что самый большой вред нашему воздуху наносят авто, ну естественно их выхлоп. Были созданы разные комиссии и т.п. В результате появились и Законодательно закреплены нормы по качеству выхлопных газов автомобилей, получившие название Евро 0, 1, 2, 3, 4, 5 и тд.
С 1 января 2005 года вступили на всей территории Европы нормы токсичности выхлопа Евро 4, уже с 1 января 2009 года вступят новые более жесткие нормы Евро 5.
Если Евро 2 это замер по двум параметрам CO и CH+NO, то Евро 3 уже по трем - CO, CH и NO, причем по последним двум нормы ужесточили в 2 раза. Евро 4 логическое продолжение, по всем трем показателям произошло ужесточение в 1,5 раза.
Пионером по очистке выхлопа стали США, где в 1970 году была принята Декларация о чистом воздухе, согласно которой все автомобили, выпускаемые с 1975 года, в обязательном порядке снабжаются устройствами очистки выхлопных газов.
Что регламентируют нормы Евро? Прежде всего — содержание в выхлопных газах окиси углерода (CO), углеводородов (CH) и диоксида NOx, в который превращается при охлаждении моноксид азота (NO). Карбюраторные Жигули и Самары со впрыском топлива, но не оснащенные катализаторами выбрасывают в воздух в 7—10 раз больше СО и СН, чем иномарки, отвечающие стандарту Евро 4. А в режиме прогрева двигатель стандарта Евро 0 выбрасывает в атмосферу 280 различных токсичных веществ — в том числе окиси свинца, кадмия, меди, цинка, никеля, хрома.
Именно поэтому в 1992 году в странах Евросоюза был введен стандарт Евро 1, ограничивающий содержание в выхлопных газах оксидов азота и сажи. В 1995 году Европа перешла на стандарты Евро 2 (мы отстаем на 9 лет!), в 1999 году — на Евро 3. Нынешние, еще более жесткие нормы Евро 4 действуют с 2005 года. Причем закон требует, чтобы автомобиль укладывался в Евро 4 не только «с нова», но и на протяжении не менее 80 тысяч км пробега.
А тем временем Еврокомиссия уже объявила, что с середины 2008 года в силу вступят нормы Евро 5, которые будут действовать до 2012 года. Эти нормы еще жестче ограничивают содержание вредных веществ в выхлопных газах, причем автомобиль должен отвечать им на протяжении 160 тысяч км пробега!
Углеводороды (СН) в выхлопных газах образуются по разным причинам, но главная заключается в том, что топливо в двигателе сгорает не полностью. Львиная доля углеводородов выбрасывается при переобогащенной смеси и на переходных режимах работы мотора.
Оксид углерода CO (угарный газ) тоже образуется из-за неполного сгорания топлива. Это очень ядовитый газ без цвета и запаха. Даже при мизерной концентрации угарного газа в воздухе (0,01%) возникает сильная головная боль, а при концентрации 0,3% не исключен летальный исход. Содержание СО в отработавших газах резко увеличивается при недостатке кислорода в горючей смеси, когда СО не может превратиться в диоксид углерода COx (при слишком «богатой» рабочей смеси).
Кроме того, при сгорания топлива образуется моноксид азота (NO), который при охлаждении окисляется до ядовитого диоксида NOx. Попавшие в атмосферу оксиды азота вступают в реакцию с несгоревшими углеводородами (с этиленом и бутаном) и образуют ядовитый смог, который стал бичем мегаполисов.
Что такое управление по обратной связи или система OBD.
Выполнить строгие нормы токсичноти можно с помощью управления процессом горения в двигателе (обедненые смеси), а так же одновременно применив каталитический нейтрализатор отработаных газов, в просторечии катализатор.
Штат Калифорния, США стал известным всему миру благодаря тому, что первым ввел суровый закон, ограничивающий токсичность выхлопных газов для автомобилей, работающих на бензине.
Для того, чтобы уменьшить загрязнение воздуха выхлопными газами, для всех автомобилей, работающих на бензине, в Калифорнии в 1988 г. была введена норма "California Air Resources Board" (CARB), которая представляла собой нормированные требования по ограничению эмиссии и ее токсичности.
Помимо этого, было разработано самоконтролируещее устройство OBD (On Board-Diagnosis) компонентов зажигания и впрыска, влияющих на токсичность отработавших газов через электронный блок управления.
Для того, чтобы водитель знал о дефекте в сфере регулирования эмиссии, контролируемой OBD, в автомобилях предусмотрен индикатор ошибок.
Дальнейшее ужесточение показателей ограничения эмиссии привело в 1996 г . к OBD II. В дополнение к американскому OBD II Европа также директивой 98/69EG ввела OBD.
Введение вариантов OBD - норм ограничения эмиссии (упрощенно):
Цели и задачи OBD:
постоянный контроль всех компонентов автомобиля, относящихся к сфере токсичности отработавших газов;
немедленное определение и индикация каждого случая существенного повышения уровня эмиссии на протяжении всего срока службы каждого автомобиля;
предостережение о возможности повреждения компонентов автомобиля (напр ., катализатор);
сохранение информации о появившихся ошибках в буфере памяти передача и индикация сохраненной информации об ошибках на "Scantool" (сканирующий прибор ), например, приборы Bosch KTS 100, KTS 100 Modul, или KTS 500 C при подключении какого -либо из них к диагностическому разъему.
Свод законов OBD:
OBD - стандарт предусматривает следующие нововведения:
Ввод унифицированного интерфейса обмена с бортовым компьютером
Ввод унифицированного протокола диагностики
Унифицированные свидетельства диагностики
Унифицированный диагностический штекер и розетка
Директива 98/69EG предписывает следующие сроки ввода норм OBD для допуска автомобилей к эксплуатации.
Таким образом, с 1.1.2000 г . в Европе новые автомобили с бензиновыми двигателями производятся только по OBD- стандарту. Таким образом это означает, что данные автомобили оборудованы обратной связью «по катализатору».
Ужесточение норм токсичности отработавших газов
Европейские Комиссии по транспорту, окружающей среде, промышленности совместно с автомобильной промышленностью и промышленностью нефтепродуктов ввели директиву, которая постепенно устанавливает уменьшение показателей эмиссии.
Уровни показателей ограничения эмиссии (упрощенно)
Процесс типовой проверки OBD-автомобилей:
Процесс проверки предписывает для OBD-автомобилей (EURO 3) следующие циклы измерения вредных веществ в отработавших газах легкового автомобиля.
Циклы проверки состоят из городского цикла (А) и внегородского цикла (В).
Цикл А начинается с холодного старта при 20 °С. Фаза старта мотора является частью анализа отработавших газов.
Оповещение о дефекте осуществляется при помощи MIL (multifunctional indication lamp), представляющего собой желтый индикатор с символом мотора.
Согласно предписания директивы OBD (EURO 3) индикатор загорается в случае, когда:
происходит дефект, приводящий к отключению 1 или нескольких цилиндров т.е. распознаны перебои сгорания (что может привести к отказу катализатора). В этом случае индикатор горит на протяжении всего времени, пока имеется дефект
проявляется превышение токсичности отработавших газов в двух следующих один за другим циклах езды
при управлении двигателем/коробкой передач распознается ошибка блока управления
ключ зажигания стоит в положении "Зажигание ВКЛЮЧЕНО" без работы двигателя (контрольная функция ламп накаливания)
Рабочие параметры и режимы работы OBD:
Режим 1. Фактические величины сигналов с датчиков и устройств, влияющих на токсичность отработавших газов, диагностические параметры системы
Режим 2. Условия работы автомобиля при возникновении дефектов
Режим 3. Чтение ошибок , сохраненных в буфере памяти блока управления
Режим 4. Удаление (стирание) из буфера памяти кодов ошибок, касающихся отработавших газов
Режим 5. Лямбда-показатели системы регулирования (величина коэффициента состава смеси воздух/топливо)
Режим 7. Чтение сохраненных спорадических (случайных, т.е. не вызванных отказом каких- либо датчиков или исполнительных механизмов ) ошибок
Режим 9. Идентификационные показатели производителя автомобиля
Режимы 6 и 8 являются специфичными для каждого изготовителя автомобиля
Функциональный контроль технического состояния Европейский OBD предписывает контроль следующих частей системы:
катализатор
обогрев катализатора
опознавание перебоев сгорания
топливная система
лямбда-зонды
система вторичного воздуха
система дренажа топливного бака
крышка заливной горловины топливного бака не закрыта или контролируется
Контроль технического состояния сенсорных сигналов
Ошибка, находящаяся в буфере памяти при опросе блоком управления датчиков и исполнительных механизмов может быть вызвана тремя основными причинами:
Замыкание на корпус сигнального провода или электроконтакта компонента
Сигнальный провод или компонент коротко замкнуты на плюс аккумулятора
Сигнал или компонент отсутствуют (обрыв)
Для каждого из этих трех свидетельств диагностики установлен специфический код ошибки.
Что такое катализатор?
Современный каталитический нейтрализатор представляет собой корпус, внутри которого расположен огнеупорный керамический блок, пронизанный продольными порами-сотами. На поверхность сот нанесен активный каталитический слой из платины, палладия и родия. Благодаря специальному микрорельефу общая площадь поверхности этого слоя может доходить до 20 тыс. кв. м.
Катализатор располагается в выхлопной системе сразу за выпускным коллектором, поскольку для начала процесса нейтрализации необходима высокая температура — около 250 градусов. А наиболее эффективно катализатор работает при температуре от 400 до 800 градусов.
Первые нейтрализаторы были односекционными, двухкомпонентными и были способны бороться лишь с CO и CH. В состав трехкомпонентных двухсекционных окислительно-восстановительных нейтрализаторов входит еще и родий, превращающий окислы азота в собственно азот. Наиболее эффективным является трехкомпонентный селективный двухсекционный нейтрализатор с обратной связью, которую обеспечивает так называемый лямбда-зонд, или кислородный датчик. Лямбда-зонд отслеживает объем свободного кислорода в выхлопе и дает управляющей электронике двигателя подсказку — обогащать или обеднять рабочую смесь.
Ресурс катализатора составляет примерно 100 тысяч км и зависит от исправности систем питания и зажигания, а также от качества топлива. Присутствующий в этилированном бензине тетраэтилсвинец (его используют для повышения октанового числа) практически моментально уничтожает каталитический слой в нейтрализаторе и циркониевое напыление «лямбды». Катализатор боится несгоревшего масла, которое может проникать в выпускную систему при износе или неисправностях цилиндро-поршневой группы.
Замена отказавшего катализатора обойдется недешево, поэтому хорошо бы заранее
знать, какие проблемы с ним бывают, как обстоит дело с ними на рынке запчастей.
До недавнего времени мы знали о катализаторе только следующее: это такая штука,
которая непонятно зачем нужна, непонятно как работает, что наш бензин ее "убивает", в
общем – одни неприятности. Вырезать – и никаких проблем! Но постепенно мы начали
привыкать к тому что катализатор – вещь все-таки небесполезная, по крайней мере
мысли о "хирургическом вмешательстве" в выхлопную систему посещают все реже и
все меньшее количество голов.
Весной, когда сотрудники ГАИ начинают "борьбу за чистоту воздуха", на нас
сваливается еще одна проблема – нужно отрегулировать СО. Владельцы машин,
оборудованных катализаторами, об этом даже не задумываются, а посты проверки СО
проезжают без дрожи в коленках и боязни за свой кошелек. Правда, тот же кошелек
может прилично "похудеть" по другой причине. Штрафы за превышение уровня СО
покажутся копеечными по сравнению с расходами на покупку и замену катализатора,
если он выйдет из строя. Поэтому совсем не вредно знать, как с ним обращаться, а для
этого нужно сначала разобраться, как он устрон и как работает.
Как работает катализатор
При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов
сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы
азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное –
это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации.
Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение
смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не
сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.
Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в
котором происходит сложный химический процесс. "Внутри корпуса из нержавеющей
стали находится керамический или металлический "кирпич", имеющий сотовую
структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта
тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего
платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные
свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость".
Выхлопные газы "омывают" поверхность монолита, и, когда температура достигает
"критического" значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода
превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять
же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для
окружающей среды менее вредно.
Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность
выхлопа, при этом они не влияют на потребление топлива и мощность двигателя. При
наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель
теряет 2–3 л.с., но это, практически, вся "плата" за очистку выхлопа. Однако, установка
каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен
служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь
катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На
практике же жизнь катализатора имеет свой предел...
Что губит катализатор
Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя,
обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования
невозможно.
"Сердцевина" большинства катализаторов изготовлена из керамики - материала,
известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину,
удариться обо что-то или даже просто "чиркнуть" корпусом катализатора по камню, и от
этого каталитический "кирпич" может треснуть. После этого потеря "сердцевиной" своих
рабочих качеств – дело времени.
Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы
по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.
Враги катализатора
Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя
катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин
этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной
поверхности каталитического "кирпича" и быстро "засаливает" ее, от чего всякие
реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить
разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на
каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь
достаточно "сжечь" полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.
Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и
неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью
сгорает смесь или двигатель сильно изношен.
Тройные каталитические нейтрализаторы ("тройные" потому, что катализатором служит
совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины,
двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед
катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа
и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания
кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы
поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для
катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы
двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси.
Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в
выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать
резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже
"физически". Таким образом, "жизнь" катализатора зависит от исправности системы
управления двигателем.
Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С "возрастом" он
становится "ленивым" или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси
и, соответственно, на исправности катализатора.
Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего
масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, "запекается" на поверхности
монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.
Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут
давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию
расплавления".
Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об
этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на
катализатор. Если на продукте не написано: "совместим с катализатором", лучше не
рискуйте.
Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить
попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет
катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите
также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура
катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть
фатальным.
В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации.
Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях,
когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной
езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается".
Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему
выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная
труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.
Украдено с http://www.greenkat.ru
http://www.auto-click.ru
Jeep Grand Cherokee (2010- )
У меня самый искренний смех ... злорадный!