Каким-то чудом проблема решилась сама собой. При этом датчик коленвала приобретён, но так и не установлен. Думаю, тогда не стоит трогать родной (а похоже, что именно родной стоит)
Кое-что всё же делалось, а именно замена моторного масла с масляным и воздушным фильтром. Из электрики трогался датчик в воздушном рукаве (как выяснилось прямо сейчас, это датчик температуры воздуха). Т.е. я снял фишку, чтобы отодвинуть патрубок, а потом поставил на место.
Таким образом, если какое-то действие и повлияло, то именно манипуляция с датчиком температуры, что кстати, вполне правдободобно,поскольку именно с прогревом сааб начинал капризничать. Ну, может контакт был плохой, а как фишкой поёрзал - лучше стало.
п.с. итак. по итогу от этого датчика оборвался отгнивший провод. я исправлять не стал, так и езжу. собственно всё норм. возможно в описанной выше ситуации контакт уже потерялся. таким образом однозначно виноват датчик температуры воздуха в отсечке оборотов.
ну или остаётся ещё поправить провод и посмотреть, что будет
9000 2.0 16V B204I 1997 г.в. улетел
9-5 2,3 B235R 2002